Разработка инновационно — информационной модели Научно — методического обеспечения учебного процесса по физике в лицее

Мизенко Е.Н.  МБОУ лицей №48 имени Александра Васильевича Суворова, г. Краснодар, Краснодарский край

В статье рассмотрена инновационно – информационная модель научно – мето­дического обеспечения учебного процесса по физике в лицее, с целью повышения  качества образования, создав условия для формирования положительной мотивации к учению с применением   инновационных технологий при обучении.

 

Образование – это то, что остается

после того, как все выученное забудется.

Макс Теодор Феликс Фон Лауэ, физик

 

В настоящее время в России идет становление новой системы образо­вания, ориентированного на вхождение в мировое образовательное про­странство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в пе­дагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происхо­дит модернизация образовательной системы — предлагается иное содержа­ние, подходы, поведение в обучении. Процесс обучения превращается в про­цесс учения/научения. Очевидно, что актуальным  в педагогическом процессе становится использование   инновационных технологий, которые и формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора и анализа необходимой информации, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Эти технологии предполагают принци­пиально новые способы, методы взаимодействия учителей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности и базируются на системно —  деятельностном  подходе, реа­лизуют развивающее обучение, исключают малоэффективные вербальные способы передачи знаний. Мотивируют взаимодействия учителя и учени­ков, гарантирующих образовательные результаты.

В современной педагогике одновременно существуют, и друг друга до­полняют  множество различных современных инновационных технологий. Все технологии обеспечивают развитие индивидуальности и самостоятель­ности ученика. За время моей  работы в лицее  сложилась своя система ра­боты по обучению физике, основанная на использовании следующих инно­вационных  технологий, что позволяет рационально организовать процесс обучения и добиться хороших результатов:

  1. Проектное обучение;
  2. Модульное обучение;
  3. Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса — компьютерные технологии обучения.

Применение проектного обучения провожу в  следующей последовательно­сти:

1) провожу входную диагностику, в которой выявляю готовность учащихся к проектной деятельности;

2) разрабатываю этапы организации проектной деятельности учеников с учетом ступени обучения  с применением различных форм организаций учебного занятия.

Формы  организации проектного обучения:

— фрагмент урока, на котором  обу­чаю учащихся способам выполнения отдельных действий, составляющих обобщенный метод создания «нового» продукта;

— организую работу учащихся в группах по решению различных задач. Например: после прохождения темы  «Способы изменения внутренней энер­гии» провожу  работу в группах «Конструкторское бюро» или  «Проектный институт»;

— поисковая лабораторная работа.  В  большинство лабораторных работ включаю дополнительные задания, требующие применения метода проекта. Например, в лабораторной работе по изучению закона сохранения энергии (10 кл) дополнительно формулирую задание: как изменяется дальность полета шарика, если увеличить высоту начального положения или изменить угол полета.

Эффективность групповой  работы заключается в формиро­вании социально-трудовых компетенций. В процессе  работы и обобщения полученных результатов  мои ученики учатся: моделировать явления, выдви­гать гипотезы, экспериментально проверять их и интерпретировать получен­ные результаты, самим идет формирование учебно-образовательных компе­тенций.  В старших классах успешно выполняются так называемые «инди­видуальные» проекты. Очень часто  ребята выбирают проекты,   основан­ные  на межпредметных связях. Например:  «Дактилоскопия», «Зелёная энер­гия», «Вода — удивительное вещество».

Организацию проектного обучения разбиваю на следующие этапы.

  1. «Погружение в проект» — Ученики «вживаются» в проблему.
  2. Организационный — работа внутри группы, распределяются роли.

В каждом следующем проекте роли учащихся изменяются.

  1. Исполнительный этап — создание проблемной ситуации. Идет выдвиже­ние идеи (мозговой штурм), самостоятельное выполнение проектного зада­ния. На этом этапе, формируются информационные, учебно-познавательные компетенции. Я направляю действия учеников в необходимое русло, не давая готовых ответов на вопросы, контролирую лишь ключевые моменты выпол­нения проекта, работая по методу убывающих подсказок, делегируя право принятия решений учащемуся. Основные принципы и правила этого метода — абсолютный запрет критики предложенных участниками идей.
  2. Защита проекта. В своем выступлении дают самооценку своей деятельно­сти, то есть предъявить самоанализ, рефлексию своей деятельности. Процесс защиты проекта для моих учеников является очень хорошим способом разви­тия коммуникативных, ценностно-смысловых компетенций.
  3. Оценивание проектной деятельности.

Объектами оценки являются:

1) результативность проектной деятельности;

2) продукт проектной деятельности;

3) продвижение учащегося (личностные приращения);

4) уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся;

5) самостоятельность;

6) актуальную значимость;

7) полнота   раскрытия темы.

Диагностирование обученности учащихся показало:  ученики, работающие над проектами, значительно повысили свою успеваемость, осознанно подхо­дят к выполнению заданий повышенной сложности, участвуют в олимпиа­дах. В результате применения проектной технологии формируются  ключе­вые образовательные компетенции учащихся.

В основу применения модульной программы в обучении мною положен принцип «Учить ученика учиться», т.е. самостоятельно добывать знания по предлагаемому плану с учетом личных особенностей, с учетом личного темпа изучения и в том объеме, в каком ученик определит себе сам.  Итого­вый контроль состоит из отдельных модулей, границы которых определяются основными темами предмета. Мною разработаны модули на печатной основе, и лист успешности учащихся. Отработка модуля ведется каждым учащимся в индивидуальном темпе. Прохождение курса засчитываю лишь тогда, когда учащийся усвоил и отчитался перед учителем за каждый модуль темы. Оце­ниваю ответы по баллам. Применение модульного обучения помогло моим  ученикам объективно оценивать свои знания и умения, снять тревожность и создать психологический комфорт на уроке, построить  индивидуальный маршрут обучения, то есть адаптировать ученика, и  как следствие – повы­шение качества обучения.

На своих уроках  я использую следующие  интерактивные формы  обуче­ния и контроля  с применением КТ:

— создание презентаций мною и учащимися, компьютерное моделирование, виртуальные лабораторные  и практические работы;

— медиаресурсы: «Открытая физика», «Классная физика, «Физика 7-11кл.», «Наглядная физика» применяю при объяснении нового материала с целью создания проблемной ситуации, выдвижения проблемы и формулировки ги­потезы, а также с целью ее экспериментальной проверки (виртуальный экс­перимент). При закреплении и повторении пройденного материала учащиеся работают в малых группах — решая видеозадачи, выполняя различные тесты, просматривая  анимации или интерактивные модели по пройденной теме. Опыт использования программированного контроля знаний  учащихся, осо­бенно с применением компьютерной техники, при проверке знаний по фи­зике  в 8-х — 10-х классах позволил выделить следующие положительные моменты:

—    устраняется возможность подсказок и списывания;

—    повышается  объективность оценки знания;

—  резко возрастает познавательная активность учащихся при изучении  фи­зики, что обусловлено стимулированием  данной  методикой  самостоятель­ной  работы;

— изменяется  роль преподавателя, который  освобождается  от  «каратель­ных» функций, связанных с контролем знаний и проставлением оценок;

— улучшается  психологическая  атмосфера  в  группах  учащихся;

— возникает  устойчивая обратная  связь  —  учитель  —  ученик  —  учитель;

— учитель может, используя  статистические  данные,  оперативно  получить  объективную картину успеваемости, определить, какие области курса уча­щиеся усвоили  хуже всего и своевременно скорректировать учебный про­цесс;

— возрастает    количество   контрольных   мероприятий,   что   позволяет осуществлять  своевременную  проверку  знаний  у  всей  группы  учащихся  по большинству разделов изучаемого курса;

— ученик всегда считает эту оценку объективной, а учитель   всегда имеет  информацию о степени усвоения материала на уроке.

В ходе реализации КТ составлено:

1 тематическое планирование  по  некоторым  разделам физики  с включе­нием различных видов контроля применяемых на уроках  с применением программного обеспечения (демонстрация анимации, видеофрагментов, ви­деофильмов, компьютерных моделей и т.п.);

  1. начата разработка виртуальных лабораторных и практических работ по различным разделам физики для 10-11-х классов;
  2. разработаны и включены в практику самостоятельные работы с примене­нием компьютерных моделей;
  3. создан банк презентаций учителя, учащихся и банк тестов по всем разде­лам физики.

Главная педагогическая цель лю­бой инновационной технологии – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются ком­плексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.  В процессе применения технологий ученик учится целеполаганию, самоплани­рованию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возмож­ность ему осознать себя в деятельности, самому определить уровень освое­ния знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях. В результате приме­нения инновационных  технологий  создаются условия для отношений твор­ческого сотрудничества между учителем и учениками. Практика показала, что  эти технологии позволяют активизировать познавательный интерес уча­щихся к физике, учитывают индивидуальные особенности учащихся, позво­ляют выстраивать траекторию развития каждого ученика. Использование со­временных образовательных технологий привело к следующим результатам в настоящее время:

— повысило активность учащихся  по предмету;

— привело к росту количества  ребят, принимающих участие в олим­пиадах по физике;

— увеличилось количество проектных работ по физике среди лицеистов.

Результаты исследований американских психологов подтверждают, что креативность имеет общую основу  независимо от сферы деятельности, наработанная на одном материале, может быть перенесена на другой мате­риал. Это говорит о том, что  применение    инновационных технологий при обучении  физики  позволит  в дальнейшем моим ученикам применять   свои знания и умения в различных областях своей  практической деятельности. Перспективами дальнейших своих исследований считаю анализ опти­мальной продолжительности и частоты применения мультимедийных техно­логий в лицее, а также освещение психолого-педагогических аспектов ис­пользования инновационных методов и средств обучения при изучении фи­зики учащимися.

Литература

  1. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструиро­вания учебного процесса. — Волгоград: Перемена, 1995.
  2. Монахов В. Просто о главном в технологии. — Педагогический вестник, Январь № 1, 1997.
  3. Монахов В. Педагогическая технология обучения. — Педагогический вестник.
  4. Границкая А.С. Особенности перехода к АСО в средней школе // Границ­кая А.С. Научить думать и действовать. – М., 1991. – С. 92-96.
  5. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методи­ческое пособие. – М.: Народное образование, 1996. — 160с.

 

Оставить комментарий